ОБОБЩЕНИЕ — Дело Мирзаева оценит федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ
Замоскворецкий суд Москвы в четверг назначил новую пятую комплексную экспертизу по уголовному делу в отношении спортсмена Расула Мирзаева, после удара которого погиб москвич Иван Агафонов, сообщили РАПСИ в суде. Суд счел, что для вынесения справедливого решения по делу на вопросы помимо медиков должны ответить физики с математиками.
Камнем преткновения вновь стал вопрос о причинах гибели 19-летнего жителя столицы: предыдущие четыре исследования сочли, что сила удара спортсмена была незначительной, и прямой причинно-следственной связи между ударом Мирзаева и падением Агафонова нет. Экспертиза также пришла к выводу, что Агафонов погиб из-за падения и удара головой об асфальт, а не от удара Мирзаева.
Однако судья Андрей Федин полагает, что предыдущие эксперты — с медицинским образованием — при ответе на вопросы о силе и характере удара вышли за рамки своих профессиональных знаний. По мнению судьи, для отражения полноценной картины произошедшего необходимо, чтобы в исследовании участвовали люди, обладающие специальными познаниями в области физики и математики.
Федин уточнил, что экспертизу проведут специалисты из Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ. Опрошенные РАПСИ адвокаты отметили, что этот центр является наиболее авторитетным в стране. По их прогнозу, в связи с новым исследованием дело может вернуться в суд не раньше, чем через две недели.
По данным следствия, в ходе конфликта в середине августа 2011 года в центре Москвы у ночного клуба «Гараж» Мирзаев ударил Агафонова, который после этого был госпитализирован и через несколько дней скончался, не приходя в сознание
СКАНДАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ
Пятую экспертизу суд решил назначить после допроса Сергея Леонова — специалиста из Минобороны РФ с двумя высшими образованиями и степенью доктора медицинских наук. Именно из-за данных им в ходе следствия показаний, в день, на который было назначено оглашение приговора Мирзаеву, суд решил возобновить процесс.
Эксперта в четверг в основном допрашивала защита потерпевших: большинство вопросов касались не выводов экспертизы, а компетенции специалиста. Судья даже сделал адвокатам замечание, что суд не является экзаменационной площадкой и вопросы надо задавать по сути дела, а не о законах физики и математики.
В ходе допроса Леонов рассказал, что с 1994 года занимается травматологией и является автором более 100 монографий в этой области. На вопрос судьи, есть ли у него образование в области математики и физики, эксперт пояснил, что целый год учил физику и высшую математику в вузе, а также прошел подготовку в области механики деформируемого твердого тела. В экспертизе по делу Мирзаева он использовал «общие, всем доступные знания из шестого класса, закон Архимеда и другие».
Он также уточнил, что спецобразования в области единоборств у него нет, сам он борьбой не занимался, но знаком с монографиями о спортивных травмах.
Леонов участвовал в моделировании ситуации у клуба «Гараж»: какое положение занимали Мирзаев и Агафонов во время удара, с какой силой был нанесен удар и являлся ли он причиной смерти Агафонова.
Потерпевшие полагают, что при расчетах был допущен ряд фактических ошибок, в частности, при выведении формулы эксперты взяли за основу рост погибшего, а не центр тяжести, который находится на уровне третьего-четвертого позвонка (в области пупка). Защита Агафоновых также недовольна тем, что при расчетах за основу был взят не второй закон Ньютона, а правило Архимеда о равновесии рычага. Существенной ошибкой, по мнению адвокатов, является и расчет силы удара в килограммах, а не ньютонах.
Эксперт пояснил, что в момент касания происходит контактное взаимодействие двух тел, они являются связанными, поэтому и применялся закон Архимеда. По его словам, при расчете силы удара эксперты брали в расчет именно центр тяжести Агафонова, а не его рост, и адвокаты сделали неправильные выводы. Что касается указания силы удара в килограммах, то, по словам Леонова, такой мерой принято считать силу удара спортсмена, но в скобках он указал расчет и в Ньютонах.
Леонов убежден, что все расчеты он провел верно: они совпали с выводами трех предыдущих экспертиз, а если бы удар Мирзаева был сильнее, то он «принес бы более сильные повреждения: перелом скулы, разрыв ткани и тому подобное, но так как таких травм у Агафонова нет, поэтому наша модель правильна».
Он пояснил, что эксперты просмотрели видеозапись с места событий, но не отразили ее в своем заключении, так как она была
очень плохого качества. В исследовании специалисты также опирались на показания самого Мирзаева и очевидцев произошедшего.
ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
Несмотря на доводы эксперта Леонова, судья посчитал, что для отражения полноценной картины происшествия необходимо, чтобы в исследовании участвовали специалисты в области физики и математики.
Федин сообщил, что новую экспертизу проведут специалисты из Минюста РФ, так как их компетентность не вызывает у суда сомнений. Он уточнил, что для исследования экспертам представят медицинскую карту Агафонова, материалы уголовного дела, видеозапись драки, а также заключение из морга.
Для обеспечения объективности пятого исследования суд предложил сторонам — гособвинению, защите семьи Агафоновых и адвокату Мирзаева — подготовить список вопросов для экспертов.
Прокурора, в частности, интересует, применял ли Мирзаев при ударе профессиональные навыки борца, а также были ли допущены нарушения при оказании медицинской помощи Агафонову. Аналогичный вопрос специалистам задал и защитник спортсмена.
Потерпевшие также полагают, что необходимо определить, отправил ли подсудимый Агафонова в нокаут и был ли тот в сознании, когда падал.
Судья сам инициировал проведение новой комплексной экспертизы, но еще в ходе допроса эксперта Леонова защита Агафоновых также не раз говорила о необходимости проведения нового исследования. Прокуратура поддержала эту точку зрения. Мирзаев и его защитник были против, на их взгляд, четырех экспертиз, с учетом, что в них нет разногласий, вполне достаточно, а проведение пятой лишь затянет процесс.
ОТ ДВУХ НЕДЕЛЬ ДО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ
Адвокаты, опрошенные РАПСИ, сообщили, что обычно проведение экспертизы занимает не менее двух недель, поэтому процесс может возобновиться не раньше этого срока
«Проведение самой судебно-медицинской экспертизы занимает, как правило, две-три недели, однако очень много времени уходит на ее организацию, поэтому дела находятся на исследовании около двух-трех месяцев», — сообщил РАПСИ адвокат Герман Гаврюнин.
По его словам, ведущим экспертным учреждением считается Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ, который проводит исследования для всей страны. Дело Мирзаева по решению суда направлено именно в это экспертное учреждение.
«Там существует своя очередность, плюс к этому добавьте график отпусков экспертов», — отметил Гаврюнин.
В то же время, как добавил адвокат, по резонансным делам экспертизы проводятся вне очереди: это решает руководитель экспертного учреждения, он же назначает экспертов.
О большой загруженности государственных экспертных учреждений заявил и адвокат Константин Ривкин. «Это одна из причин, почему следователи и суды вынуждены обращаться в коммерческие организации или к частным экспертам, иначе на проведение банальной экспертизы уходит несколько месяцев», — сказал защитник.
Адвокат Алексей Першин пояснил, что законодательство фактически не предусматривает временных ограничений при проведении экспертизы. При этом, как правило, специалистам требуется от двух недель до месяца для ответа на вопросы.
«Длительность проведения исследования зависит еще и от количества и сложности вопросов, поставленных перед экспертами. Есть стандартные, а есть и сложные, специфические, на которые эксперты в принципе могут и не дать ответы, ведь они не боги», — сказал адвокат Анатолий Вербицкий.
В его практике экспертизы занимали менее месяца. Одновременно адвокат подчеркнул, что в конце лета исследование может занять больше времени, ведь часть специалистов находится в отпуске и возникает традиционный завал, очередь. Вместе с тем, как предположил Вербицкий, ускорить проведение экспертизы может резонанс вокруг дела, его общественная значимость.
Стоит отметить, что в резонансном деле Мирзаева это не первый возврат к уже прошедшему этапу: 14 августа суд планировал огласить спортсмену приговор, но неожиданно вернул дело на судебное расследование. Кроме того, в ходе следствия Мирзаеву вернули изначально вмененную статью о причинении тяжких телесных повреждений (до 15 лет колонии), а на предварительных слушаниях суд вернул дело на доследование.