Возрожденная «АВИА» вернулась на московскую сцену в полном составе
Возрожденная группа «АВИА» в золотом составе выступила в Москве в субботу вечером с конструктивистско-тоталитарным шоу «АВИА ВСЕМЪ», вернув зрителей «Политеатра» в атмосферу советского авангарда 20-х годов и заставив их по-новому взглянуть на сегодняшний день.
«АВИА» (Анти Вокально-Инструментальный Ансамбль) — одно из наиболее заметных явлений советского рока середины 80-х годов, созданное участниками рок-группы «Странные игры» Николаем Гусевым, Алексеем Раховым и Александром Кондрашкиным. Чуть позже в коллектив пришел Антон Адасинский — актер, режиссер и хореограф, ставший лицом «АВИА». Группа приостановила свою деятельность в первой половине 90-х годов, чуть раньше из нее ушел Адасинский, создавший собственный театр Derevo.
Казалось, что реанимация группы невозможна, и даже когда в феврале 2011 года музыканты воссоединились и дали единственный концерт в петербургском клубе «Космонавт», все решили, что этим все и ограничится. Однако, как рассказал в интервью Адасинский, тогда музыканты решили восстановить группу, потому что поняли, что сегодня эстетика «АВИА», по-своему рифмовавшаяся с «перестройкой», вступает в еще более красноречивый диалог со временем.
«Речь уже не об авангарде, не о 20-х годах, а о какой-то форме дисциплин, которая может появиться в культуре, да уже появилась… Так что, то, что мы делаем, выглядит даже более жестко, чем в 80-е», — сказал он.
Место для первого московского концерта после долгого перерыва было выбрано очень удачно — Большая аудитория Политехнического музея помнит в своих стенах выступления Владимира Маяковского, Анны Ахматовой и Давида Бурлюка, а Всеволод Мейерхольд в свое время мечтал сделать из этого помещения театр. Теперь здесь действительно существует «Политеатр», который в этот субботний вечер представил группу, творчество которой составляет полупародийные хиты, речовки и сценические номера в духе конструктивизма, пролеткульта и театра Мейерхольда.
Открывший концерт художественный директор «Политеатра» Эдуард Бояков отметил, что «АВИА» больше других соответствует кредо театра, в названии которого присутствует слово «поли», поскольку его идеей было пересечение всех видов искусства.
«Что такое «АВИА» — какой-то театральный проект или музыка, не было понятно ни в конце 80-х, ни сейчас. В этом отношении, думаю, наши друзья из «АВИА» почувствуют гений места, для их эстетики это то, что надо», — предварил Бояков выход группы.
Фантасмагория на сцене началась буквально с первой же песни, которой стала «Делай раз». Сцена заполнилась сначала музыкантами, которых в современном составе «АВИА» стало больше, а затем и многочисленными участниками танцевальной Физкультурной группы им. 1000-летия Октября, возглавляемой Адасинским. Пока Гусев повторял строчки «больше жизни, друзья, нам скучать здесь нельзя…», танцоры в рабочих комбинезонах принимали позы, напоминающие выступления физкультурных коллективов из документальной хроники советского периода, а Адасинский юлой носился по сцене, руководя процессом. Дополнял эффект красно-черно-белый фон сцены с надписью «АВИА ВСЕМЪ», знакомый по выступлениям группы прошлых лет.
Все полтора часа, которые длился концерт, шоу не снижало обороты ни на секунду. Из каждой песни артисты сделали маленький спектакль со своей хореографией, шутками и смыслами. Прозвучали такие хиты, как «Весенняя массовая», «Ночью в карауле», «Проснись и пой», «Семафор», «Песня гремящей радости», «Русский язык», «Песня про песню», «Шла машина грузовая», «Колыбельная» и, конечно,»Я не люблю тебя». Не обошлось и без новых композиций — как признался Адасинский, группа продолжает творить, а это еще один показатель того, что, вероятно, на этот раз «АВИА» вернулась надолго.
По крайней мере, в этот вечер участники группы явно получали удовольствие от происходящего и похулиганили вволю — в ход шло все: артисты танцевали с кирпичами, молотами и даже подушками, Адасинский бесновался на сцене, играл на трубе, залезал на первые ряды и пел вместе с залом. Причем шоумен ни на мгновение не отпускал внимания зрителей, оставался ли он один на сцене или же со всеми участниками физкультурной группы.
В конце вечера музыканты символично исполнили еще один свой хит «До свидания», после чего удалились со сцены, чтобы вернуться на бис с «Маршем», который зрители сопроводили непрекращающимися аплодисментами.
«Всем спасибо, все свободны», — сказал на прощание Гусев, после чего музыканты все-таки покинули зал. Но не тут-то было: публика устроила настоящий бунт, топала ногами и требовала возвращения
артистов.
Пойдя навстречу поклонникам, Адасинский вернулся на сцену вместе с баянисткой и саксофонисткой группы Лидией Копиной и а капелла снова спел «Колыбельную». Аккомпанементом им стал хор поклонников, затянувших знаменитую композицию вместе с артистами. Однако и это не удовлетворило истосковавшуюся по «АВИА» за многие годы публику, которая снова потребовала музыкантов на сцену. Но во второй раз на бис артисты вышли уже не по музыкальной, а по театральной традиции — Адасинский вывел участников группы на сцену, поочередно представил их залу и в последний раз простился со зрителями, устроившим «АВИА» на прощание овацию.